Вилли Во (williwaw) wrote,
Вилли Во
williwaw

La peinture

Давно уже хотела написать пост о любимых художниках. Поделиться любимыми картинами и спросить о ваших предпочтениях. Я не считаю себя ни знатоком искусства, ни даже просто хорошо в нём разбирающимся человеком. Но чисто на интуитивном уровне я воспринимаю его очень эмоционально и сразу чувствую, если какой-то художник особенно мне близок.


Самый первый в моем личном хит-параде - это австрийский экспрессионист Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka). Ни одну из его картин я, увы, пока еще не видела вживую. Но даже фотографии на мониторе меня завораживают. Когда-то на одной из десятка пар по искусствоведению, что у нас были, мне попала в руки крошечная репродукция с его "Видом Лиона" ("Lyon", 1927). Я не могла оторвать от неё глаз. Вот она:



Кокошка рисовал в разных стилях, но для меня он - певец городов. Города у него всегда получаются живыми и дышащими, кажется, что можно переступить за край полотна и попасть туда. Вот, например, его Лондон. "London, small Thames Landscape" и "London, Broad Sight of the Thames I" (1926).



Ни разу не была в Лондоне, но представляю его именно таким, какой он на картинах Кокошки - просторный и ветреный, с криками чаек и закопченными домами, где ветер перемешивает вязкий смог со свежим морским воздухом, будто терпкий чай со холодным молоком, а горизонт тонет в туманной дымке.



Или Венеция. В Венеции я тоже еще не была, но картина просто поражает жизнерадостностью, концентрацией солнечного света и чистой воды. Жизнь кипит, радостью пронизан каждый штрих. "Venice Dogana", 1948.



Какой бы город ни изобразил Кокошка, хочется попасть туда немедленно. Италия? Хочу в Италию! Santa Margherita Harbor, 1933:



Другие картины художника можно посмотреть, например, вот здесь, но сразу скажу, что портреты его авторства мне не нравятся абсолютно.

Второй любимый художник - это Уотерхаус (John William Waterhouse), поздний прерафаэлит. И снова я толком не могу объяснить, чем меня так привлекают его картины. Цветы, женщины и ветер. Женщины на его полотнах - это такие неразрешимые загадки, они одновременно плотные, телесные - и воздушные, неземные, легкие. Они несовершенны, и вместе с тем по-настоящему красивы. Нежные, и вместе с тем сильные. Совсем, как цветы - нежные хрупкие побеги достаточно сильны для того, чтобы победить землю и камень.

"Борей" ("Boreas"), 1902:



«Душа розы» (The Soul of the Rose), 1908:



"Ветреницы" (Windflowers), 1903:



Третий любимый мастер - Рене Магритт (René Magritte), бельгийский художник-сюрреалист. Cам себя он называл магическим реалистом. Для меня его картины загадочны и поэтичны. Далеко не все мне нравятся (за свою жизнь художник много раз кардинально менял стиль и манеру письма), но многие меня восхищают.

«Влюбленные» (Lovers, 1928) - его шедевр. Вот так мы и любим, да, с мешками на голове. Как слепые. Как приговоренные. Тянемся друг к другу, наощупь, несмотря ни на что. Вижу себя в этой картине. Могу смотреть на неё бесконечно. Картина полна загадки, тайны, и вместе с тем возникает иллюзия, что ты всё в ней понимаешь.



Или вот, метафора на тему творчества и автопортрет. "Предвидение" ("La Clairvoyance"), 1936:



"Лучший заголовок картины — поэтический. Он ничему не должен учить, а вместо этого — удивлять и завораживать". Рене Магритт

Четвертый художник, о котором хочу рассказать, это Уильям Тёрнер (J.M.W.Turner), британский мастер романтического пейзажа и предвестник импрессионизма. Вот его картина "Снежная буря — пароход выходит из гавани" ("Snow Storm - Steam-Boat off a Harbour's Mouth", 1842):



Или вот, "Замок Норэм. Восход" ("Norham Castle, Sunrise"), 1845. Поразительно нежный, воздушный пейзаж. Я вообще не понимаю, как можно умудриться вот так маслом нарисовать полупрозрачную предрассветную дымку. Импрессионизм как он есть.



Еще, как настоящий романтик, Тёрнер очень любил замки и часто их рисовал. Так что с моим увлечением замками неудивительно, что он мне так нравится. Conway Castle, North Wales (1798):



Вот здесь еще некоторые из его замков.

Импрессионистов я тоже люблю, хоть и выборочно. И самый любимых из них - Клод Моне (Сlaude Monet), который иногда очень напоминает Тёрнера. "Впечатление. Восход солнца" ("Impression. Soleil levant"), 1872:



Знаковая картина импрессионизма и, по-моему, одна из лучших.

Еще один художник, который создал целый мир - Эндрю Уайет (Andrew Wyeth), американский реалист 20 века. На его картинах будто отражаются все мои любимые романы - Торнтона Уайлдера, Харпер Ли, Трумана Капоте... Маленькие американские городки, одинокие пустынные пространства, ветхие дома. Меланхолия, запустение, ветер.

"Ветер с моря" (Wind From the Sea), 1947:



"Мир Кристины" (Christina’s World), 1948:



Другой мир (Otherworld, 2002):



Чуть более яркий, хотя и столь же меланхоличный мир создает американский художник Эдвард Хоппер (Edward Hopper), другой американский реалист 20 века, певец ночных кафешек, бензоколонок и одиночества. Любимый мастер Дэвида Линча. Художник со своей неповторимой стилистикой, любитель заглядывать в окна обычным американским гражданам. Встретился мне когда-то в школьном учебнике английского.
Вот тут статья на Lookatme о нем с примерами других его работ.

Кафе-автомат (Automat, 1927):



«Ночные окна» (Night windows, 1928):



Из русских художников мне больше всего нравится Архип Куинджи. На его картины можно полюбоваться в Русском музее. Поразительные пейзажи, выполненные в уникальной технике, краски сочные и сияющие, каждая деталь продумана и поражает своей фотографической точностью. После дождя (1879):



И, конечно, его совершенно волшебная "Лунная ночь на Днепре".



Это была одна из первых в моей жизни репродукций, что я повесила себе на стену. Было мне тогда лет 12-13. Отодрала со стены над столом постер X-Files и повесила туда несколько репродукций Куинджи, вырезанных из журнала.

Стив Хэнкс (Steve Hanks) - современный американский художник-акварелист. Его пронизанные солнечным светом акварели с одетыми в белое девушками и так уже всем примелькались в интернете, и всё же он очень воодушевляет! "Leaving In The Rain":



А теперь расскажу о художниках, которые для меня лично являются "художниками одной картины".

И первым, конечно, будет "Крик" норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка (1893):



Если всматриваюсь долго в это полотно, кожа покрывается мурашками. Слышу этот крик: безумия, одиночества, потери, ужаса, отчаяния, боли. На фоне жестокого неба, с прорезями, будто от тысячи ножей. В этой картине всё кричит, каждая кривая линия, каждый разрез, каждая тень. Это изнанка нашего мира, и художник переносит туда вслед за собой, но к счастью (в отличие от художника), мы оттуда можем спастись, и потому картина прекрасна.

Потом голландский фовист Кеес ван Донген (Kees van Dongen) и его "Дама в чёрной шляпе" (La dame au chapeau noir, 1908). Висит в Эрмитаже, там она меня и пленила. Смотрю ей в глаза и не могу насмотреться. Загадочная красавица, которая для меня не хуже Моны Лизы.



Есть у ван Донгена и другие красавицы, но эта лучше всех!

"Сирень" Врубеля. Очень нравится. Красивая девушка с зовущим взглядом, сумерки, соцветия сирени как кристаллы, а девушка и её губы – как главная драгоценность посередине. Картина дышит молодостью, свежестью, весной, июньской ночью. Куст сирени как сказочный дворец с манящей принцессой внутри.



И картина "Короткое лето" Валерия Миронова, увиденная в "Эрарте".



Чем нравится? Не знаю. Просто она похожа на когда-то увиденный мной сон. И пробуждает во мне какое-то смутное чувство узнавания.

С радостью послушаю о ваших любимых художниках и картинах!


Tags: le monde est beau, жж как сокровищница
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments